Осторожно ЖСК, ГСК

В своей адвокатской практике мне часто приходилось и приходится сталкиваться с вопросами, которые касаются деятельности жилищных и жилищно – строительных кооперативов (ЖК и ЖСК), гаражно — строительных кооперативов (ГСК) с правовым положением членов таких кооперативов и объемом их прав.

В первую очередь, у граждан  возникают проблемы при наследовании, при вступлении в члены ЖСК (ГСК), а также при оформлении права собственности на квартиру в доме ЖСК, гараж в ГСК.
Первое, куда при возникновении неясностей обращается гражданин, является Правление ЖСК (ГСК), которое он считает истиной в последней инстанции.

На самом же деле, в большинстве случаев, Правление состоит из Председателя пенсионного возраста и бухгалтера, как правило, его жены.

И, как правило, Председатель, не обремененный юридическими знаниями, живет в своих мыслях и представлениях во временах СССР и уверен, что ничего в ЖСК (ГСК) с тех пор не поменялась. И через эту призму консультирует обратившихся,  дает им советы и даже совершает, как ему кажется, юридически значимые действия.

В конце 90-х в начале 2000-х эти вопросы и возникающие проблемы стояли очень остро. Так как система очень тяжело и очень неохотно расстается со старыми стереотипами и привычками.
Потом, эта тема как-то отошла на второй план, и как мне показалось неясностей в этих вопросах ни у кого не осталось.

Оказывается, нет. Проблема остается. Чему подтверждение, не прекращающиеся вопросы на различных юридических форумах о правах на квартиры ЖСК и, особенно, о правах на гаражи в ГСК.
Анализ этих вопросов и ответов на них специалистов, говорит о том, что воз и ныне там.

Граждане, а главное, и некоторые юристы, до сих пор полагают, что ВСЕ вопросы нужно и можно решать в правлении ЖСК (ГСК). В реальности это далеко не всегда так.

Проблемы возникают, как правило, из-за того, что Председатели ЖСК (ГСК), да, иногда и юристы,  плохо понимают разницу между понятиями «паенакопление», т.е. накопленная часть общей суммы пая, «паевой взнос»- очередной платеж, увеличивающий общую сумму паенакопления и «выплаченный пай» — общая сумма паенакопления равная «паю», т.е. стоимости квартиры (гаража). И при этом ошибочно полагают, что пай – это лишь доля участника в собственности кооператива.
Это и побудило меня написать эту заметку о ЖСК (ГСК).

Так что же такое ЖСК (ГСК) сегодня?

До реформирования отношений собственности в Союзе ССР (до 1990 года) член ЖСК (ГСК), выплативший свой паевой взнос полностью, не приобретал права собственности на квартиру (гараж),  а оставался лишь  пользователем, собственником был кооператив (ЖСК, ГСК). Право пользования гражданина основывалось на факте членства в ЖСК (ГСК) и факте предоставления квартиры (гаража) решением ЖСК (ГСК), принятому по процедуре, установленной Уставом конкретного кооператива.

Положение изменилось, после того, как 6 марта 1990 был принят Закон СССР «О собственности в СССР», который вступил в силу 1 июля 1990 года. Суть изменений заключалась в том, что согласно ст.7 Закона СССР, член ЖСК, ЖК и любого другого кооператива приобретал право собственности на имущество (квартиру, гараж) после того, как пай был выплачен полностью.

При этом, Закону 1990 года была придана обратная сила: в Постановлении Верховного Совета СССР от 6 марта 1990 года, которым Закон был введен в силу, особо говориться, что положения ст.7 распространяются на правоотношения, возникшие как до, так и после 1 июля 1990 года. Это означает, что если пай в кооперативе был выплачен полностью до 1 июля 1990 года (например, в 1980 году), то в силу Закона 1990 года член ЖСК (ГСК) приобретает право собственности на имущество.

Уточнение об обратной силе Закона 1990 года имеет очень важное значение, так как по общему принципу закон обратной силы не имеет, это значит, что без указанной оговорки те члены ЖСК (ГСК), которые выплатили пай до 1 июля 1990 года, право собственности бы на имущество не приобретали. Отдельно Закон 1990 года оговорил, что после выплаты пая  гражданин получает право распоряжаться квартирой, гаражем (НЕ ПАЕМ!) по своему усмотрению.

Кроме Закона СССР 1990 года по рассматриваемому вопросу, но уже на территории России, был принят  Закон РСФСР «О собственности в РСФСР», который вступил в силу с 1 января 1991 г. и действовал до вступления в силу Гражданского кодекса РФ, то есть до 1 января 1995 года. Закон РСФСР сходным образом решал вопрос о члене кооператива, полностью выплатившим свой паевой взнос, а именно: член жилищного, жилищно –строительного, дачного, гаражного или другого кооператива, полностью внесший свой паевой взнос за квартиру, иное помещение или строение, предоставленное ему в пользование, приобретает право собственности на это имущество (статья 13).

Действие двух законов (Закона СССР и Закона РСФСР) по одному и тому же вопросу объясняется тем, что вопросы гражданского права находились в совместном ведении Союза ССР и РСФСР, как союзной республики. Хотя в Постановлением ВС РСФСР от 24 декабря 1990 г. «О введении в действие Закона РСФСР «О собственности в РСФСР» в п.3 было сказано: «С момента введения в действие Закона РСФСР «О собственности в РСФСР» положения Закона СССР «О собственности в СССР», за исключением статьи 25, на территории РСФСР не применяются».

На сегодня, право члена ЖСК (ГСК) на получение квартиры (гаража) в собственность в случае полной выплаты пая закреплено и Гражданским кодексом РФ. В связи с этим, имеет место ситуация, когда например, в многоквартирном доме ЖСК, все члены кооператива уже выплатили пай и стали собственниками квартир, однако юридически и фактически сам кооператив как юридическое лицо существует и функционирует.  Хотя смысла существования такого лица уже не имеется – паевые взносы не выплачиваются, строительство не ведется. Кроме того, для инвестирования строительства давно найдены и законодательно закреплены другие формы.

С введением нового Жилищного кодекса РФ названный вопрос пытались решить, так  в ст.14 Вводного закона – жилищный кооператив до 1 января 2007 года подлежит преобразованию в товарищество собственников жилья (ТСЖ),  не преобразованные кооперативы будут ликвидированы по решению суда. Но неудачно. Ст. 14 затем поспешно убрали из этого Закона…

Что же мы имеем на сегодня?

Если с жилыми помещениями все более менее нормализовалось и пришло в цивилизованное русло, то с гаражами (ГСК) не все так гладко. На практике и сегодня почти повсеместно, граждане – собственники гаражей, в силу своей юридической неграмотности, обращаются к  Председателю ГСК для решения вопроса о продаже гаража. При этом, не понимая, что ГСК по отношению к ним, уже давно лишь управляющая компания. В задачи которой, входит вовремя подметать двор ГСК и вкручивать перегоревшие лампочки на территории.

Многие Председатели, в свою очередь, ощущая собственную значимость и важность, с готовностью берутся «оформлять» продажу гаража. При этом даже не подозревают, что к гаражу давным-давно не имеют никакого отношения (либо делают вид, что этого не знают).

Как же это делается?

Ошибочно полагая, что член ГСК является владельцем пая, и не понимая разницы между ПАЕМ и ПАЕНАКОПЛЕНИЕМ, о чем шла речь выше, либо понимая, но умышленно об этом умалчивая, Председатель разъясняет ему, что покупатель должен быть принят в члены ГСК по решению общего собрания членов ГСК, которое он любезно соглашается провести (как правило только на бумаге) и ему должен быть передан пай за гараж.

Что же происходит на самом деле, с точки зрения давно изменившегося законодательства? А ничего, «продавец», как был собственником гаража, так им и остается, а покупатель наивно полагая, что купил гараж, радуется глядя на членскую книжку ГСК.

В дальнейшем это чревато для него предъявлением прав на гараж наследниками «продавца», которые при надлежащей позиции получат гараж в свою собственность,так как юридически он из собственности «продавца» никогда не выбывал. Так как передать пай он не мог. По простой причине – у него его не было. У него, с момента выплаты пая, возникло право собственности на гараж, независимо от того зарегистрировано оно или нет.

В рассматриваемом случае право собственности возникает не с момента госрегистрации, как установлено нормой статьи 131 ГК РФ, а с момента выплаты последнего паевого взноса. Последующая государственная регистрация имеет лишь правоподтверждающее значение.
Поэтому, независимо от того, была ли осуществлена государственная регистрация права собственности, есть ли документ, подтверждающий такое право на гараж, гараж – собственность выплатившего пай.

Совет (предостережение) всем, кто собирается купить гараж в ГСК:

Единственным законным способом приобретения гаража является гражданско-правовая сделка (договор купли–продажи, дарения, мены гаража (НЕ ПАЯ!).

Все манипуляции с передачей пая, со вступлением в ГСК, получение членской книжки – это фикция.
Последствия такого «приобретения» могут быть очень печальными. У вас не будет ни гаража, ни денег, которые Вы за него отдали.